Пирография, как вид прикладного народного творчества, только развивается. Людей, увлекающихся выжиганием по дереву, становится все больше и больше. Это увлекательное действо никого не оставляет равнодушным. А сколько интересного кроется в истории этого поистине искусства!
Как оно начиналось
Мог ли я подумать, тогда в детстве, что через 65 лет буду писать о том, как я впервые начал выжигать образ обезьяны на ручке деревянного меча, с которым мы бегали по улицам и сражались. Не знаю почему, но мне было просто неловко иметь меч с неукрашенной рукоятью. Это же не палка. И вот я стою у газовой плиты со спицей для вязания, которую мне дала бабушка и пассатижами держу спицу над огнем.
Знал ли я тогда, что первые люди, которые начинали выжигать на дереве, делали почти так же. Огонь нагревает предмет, который что-то творит с деревом. Странно, но эта работа над мечом стоит у меня пред глазами, как наяву. Даже запах дыма от жженого дерева как наяву ощущаю. Потом были еще какие-то «оружейные работы, но это не так отложилось в памяти.
Осознание
Далее затишье лет на пятнадцать. И тут у меня появился свой выжигательный прибор «Узор». Я им до сих пор пользуюсь. Началось с маленького. Расписал ручки скалки для теста. Уже веселее. Потом птичку на ветке на маленькой разделочной доске. Понравилось. Потом ещё на одной узор. И поехало. Решил сделать рисунок на большой хлебной доске. Перед этим обжег её с помощью лыжной горелки.
Это пример правильного и ровного обжига.
На обожженном дереве рисунок смотрится лучше. Обжиг играет роль фона. Вот эти доски. Им уж за 50 лет. Кстати, на 10 лет раньше у меня появился фотоаппарат «Смена». Им я тоже до сих пор пользуюсь. Уникальная машина и делает качественные снимки, если умеешь обращаться с ним. У отца был «Зенит» и мы с ним соревновались, кто сделает лучший снимок. Так что, чем проще, тем не хуже. Об этом и сами заводчане говорят.
Постижение
Вернемся к выжиганию. Какую картинку выжечь? Нашел колоритный рисунок льва, догоняющего человека. Вы видели это на доске. Делал еще доски, но они от меня уехали, а оперативно снять не удалось. Да и не думал о том, что это может понадобиться.
Резонный вопрос, откуда появилась горелка? Горелка появилась намного раньше выжигательного аппарата, поскольку служила для разогрева мази на лыжах. Отец пользовался ею в профессиональных целях. Тренировал лыжников. Горелка была просто необходима.
После переезда из старой квартиры в новостройку, решили коридор не оклеивать обоями, а обшить деревом. Благо рядом построили телефонную станцию и начали завозить оборудование. Оборудование импортное, доски от ящиков качественные. Тем более что никому не возбранялось прийти и забрать их. Многие воспользовались этим моментом и я тоже. Докупил немного галтели в магазине и приступил к работе – одел коридор в дерево.
Понятно, что просто доски монтировать на стену, это не то, что нужно. Во и пришлось мне все эти доски обжигать горелкой. Тут оно и пришло понимание того, как это надо делать. Хорошо, что есть балкон, где и обжигал.
Вот пример, как и зачем это делают специалисты.
Применение
Видел я обожженное дерево в некоторых магазинах и кафе, и мне не очень нравилось исполнение. В массе красиво, но в большинстве своем, было много пятен от передержки инструмента на одном месте. Да ещё надо учитывать, что большинство пользовалось горелками, у которых струя пламени круглая. Такая горелка требует больше сноровки при работе с большими плоскостями. Вы это видели в предыдущем видео. А вот лыжная горелка с широким пламенем в этом случае удобнее. Обжиг получается ровным, без прогара.
Не всякая древесина обжигается легко и красиво. Твердые породы в этом отношении сложнее. Это видно на примере первой обувной тумбы в доме. Мебели ведь не было. Сделал ее из хороших березовых досок. Но обжигать сложно. Вот видно на картинке.
Выбрать ровный тон поверхности и глубину сложно. Это приходит с практикой. Поэтому обжиг деревянных изделий легко вошел в мою жизнь. И, если было целесообразно, всегда обжигал изделие. Вообще это дело затягивает, особенно, когда нравится другим.
История
Но, вернемся к началу повествования. Оказывается, первые изделия, по которым прошлась рука человека с горячим инструментом, обнаружили в Перу. И это была чаша. Вот вы её видите.
Датируется эта находка как 700 лет до нашей эры. Можно только предположить, как впервые люди открыли возможность рисовать горячими предметами на дереве. Просматривая литературу по этому вопросу, обнаружил много интересных фактов по истории пирографии, как теперь называют выжигание. И не только истории. Постараюсь коротко изложить.
Основные вехи. XVII век. Выжигание по дереву стало распространённым художественным ремеслом в Европе. Украшали в основном изделия для быта. Не миновала этой участи и мебель. Для росписи использовались во всем одинаковые узоры, характерные для того времени. Что для домашней утвари, что для одежды.
Загадки и байки
На Руси выжигание развивалось как вид прикладного творчества уже с IX века. В 19 веке в Сергиевом Посаде образовалось производство деревянной игрушки, которую назвали «троицкой». Здесь же выжиганием и раскраской в 1912 году занималось около ста дворов.
Имеет быть версия, что происхождение первой матрешки в конце 19-го века в Москве, в мастерской «Детское воспитание» обязано эскизу известного художника Сергея Малютина. Все фигуры этой матрёшки были покрыты выжженным рисунком.
Матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.
Однако, этого подтвердить не могут даже музейные работники.
Ни в одном музее, ни у одного коллекционера нет ни одной Матрешки, которую расписал Сергей Малютин. Вот, например, выдержка из официального ответа на мой запрос (автор запроса Игорь Блюм) Государственного Исторического Музея, что на Красной Площади:
“Матрешка «Крестьянка с петухом», хранящаяся в отделе дерева и мебели Исторического музея и опубликованная на сайте музея, была приобретена у Иванова В.С. в 1951 г. (во время Загорской экспедиции). Со слов владельца участниками экспедиции было зафиксировано, что она выполнена в мастерской братьев В.С. и П.С. Ивановых (Сергиев Посад), вероятно по эскизу Сергея Малютина токарем Звездочкиным в начале XX в. Этот предмет не являлся объектом специального исследования сотрудников музея и документальных подтверждений устоявшейся атрибуции нет. Имеющаяся атрибуция не противоречит известным из других источников фактам, однако имена всех участников проекта остаются под вопросом.”
По поводу авторства матрешки есть интересный материал. Приведу небольшую выдержку из трудов Игоря Блюма об истинном авторе матрешки.
Уникальное фото из журнала 1907 года. Первая золотая медаль за матрёшку на Всемирной выставке была получена в 1906 году в Милане.
Токарь – Василий Звёздочкин. Художник, скорее всего, Марсов (по некоторым данным фамилия может быть Марисов). Именно его упоминал Звёздочкин в этот период работы в мастерской губернского земства в Сергиевском посаде (сейчас г. Сергиев Посад).
Миланская выставка 1906 года. Матрешка
Таланты
Считается что Сергиев Посад это такой город матрешки, столица русской игрушки. Часто пишут, что матрешку и сделали здесь, но это не так. Матрешку придумали и расписали в Москве. В Сергиевский посад (тогда город назывался так) матрешка можно сказать переехала в 1905 году, через пять лет после того, как ее начали делать в московской мастерской “Детское воспитание”. В посад москвичи пригласили и автора матрешки токаря Василия Звёздочкина для обучения местных кадров.
Василий Звездочкин на рабочем месте.
“Детское воспитание”, фото по поводу матрёшки, 1900 год. Второй справа Звездочкин
Посад стал местом промышленного производства матрешки – вот это верное утверждение. Мастерские московского губернского земства исправно работали, матрешки хорошо продавались как в стране, так и за рубежом.
После революции 1917 года вдруг оказалось, что матрешка это буржуазная, и даже контрреволюционная игрушка. Такие новому строю были не только не нужны, но и вредны. Матрешечников стали, говоря современным языком, прессовать.
Из за большого спроса на матрёшки мастера отказались от трудоёмкой пирографии, и заменили выжигание росписью. Но деревянные коробочки, шкатулки, блюда, ларцы, короба и утварь продолжали украшать выжиганием.
Конец 19-го и начало 20-го веков время, когда выжигание становится популярным среди населения. Им начинают увлекаться даже в высших слоях общества. Например, её императорское высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская.
«Ее Императорское Высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская и госпожа Дурново первые с полным успехом стали в С.-Петербурге заниматься выжиганием.»
Техника и технологии
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона говорится, что примерно в то же время, в Петербурге также впервые для выжигания стали использовать хирургический(!) аппарат Paquelin’a «Thermocautere» :
Фото: pinterest
В массе своей выжигание было делом любительским. Трудоемкий процесс выжигания не позволял пока поставить производство на поток. Почему трудоемкий?
Типичный набор инструментов для выжигания а состоял из переносного горшка или жаровни с отверстиями вдоль верхнего края и кочерёг. Через отверстия кочерги с заострённым наконечником. вставлялись в горшок, где разогревались на раскалённом древесном угле. Обычно у мастера было несколько съемных наконечников различной формы. Рукоятку кочерги изготавливали из тонковолокнистых минералов, чтобы держать не обжигаясь. В Англии еще до Викторианской эпохи декорировали мебель раскаленными приспособлениями, которые умельцы называли «горячей кочергой».
Полагают, что выжиганием по дереву увлекались художники, живущие в разное историческое время – Рембрандт, Дюрер, Пикассо, не избежал этого и Виктор Гюго. Однако, никаких подтверждений (или опровержений!) найти пока не удалось.
Зато нашлись две работы, авторство которых приписывают Ван Гогу. Эти картины находились в галерее Цинциннати. Когда владелец умер, наследники продали все имущество на аукционе, в 1940-х годах. В настоящее время работы находятся в частной коллекции.
Даты указывают, что работы были сделаны в раннем периоде его карьеры, когда Винсент экспериментировал и изучал художественные приемы.
Роберт Болл Хьюз (19 января 1804 — 5 марта 1868) — британо-американский скульптор, еще при жизни получил известность и признание. Но мы не будем сейчас рассказывать обо всех его работах, они довольно разнообразны. А вот последним годам творчества уделим внимание: под конец жизни художник увлекся выжиганием по дереву.
Одной из самых ранних его работ в технике выжигания считается картина «Ведьмы Макбета», датированная 1840 годом. Картина явно является репликой работы другого автора — Генри Фусели, «Три ведьмы» (1783 год)
19 век. В Британии рисунки и надписи, сделанные раскаленной кочергой, встречаются на балках старинных таверн эпохи Тюдоров, а на деревянных панелях – начиная с XVIII века. К концу Викторианской эпохи (Викторианской эпохой называют период с 1837 по 1901 год, когда Великобританией правила королева Виктория) на помощь пришли газовые и электрические печи и горелки, а также кочерги с платиновыми наконечниками.
Такими выжигателями охотно пользовались даже женщины, поэтому искусство рисования огнём стало доступно практически всем.
Джеймс Уильям Фосдик (1858 — 1937).
Шедевром среди его работ принято считать триптих «Прославление Жанны» 1896 года.
Джули Бендер (Julie Bender), она американская художница и виртуозный мастер пирографии, иными словами, выжигания по дереву. Образование художественное, окончила колледж в 1980 году, однако, лишь в 2002 году нашла свое истинное призвание, попробовав свои силы в выжигании.
Во второй половине 19-го века придумали электрический прибор, принцип действия которого напоминал работу паяльника. Он был громоздким, сильно перегревался, но гораздо совершеннее, чем все предыдущие варианты приборов.
И вот в 1962 году пятнадцатилетний мальчик Рой Чайлд сумел усовершенствовать его и привести в тот вид, к которому мы все привыкли сейчас.
Сейчас этих приборов великое множество. Выбирай любой по типу и цене. Более того. Распространение выжигания как вида творчества способствовало созданию новых приборов талантливыми людьми и энтузиастами этого направления.
Энтузиасты
Неистощимы народные таланты. Картины Николая Гладенко поражают своей красотой. Они выполнены прибором, который был создан в новосибирском Академгородке Владимиром Семеновым. В роли холста выступает берёзовая фанера. И всё это сделано раскалённым до нескольких сотен градусов воздухом.
Николай Гладенко – Член Союза мастеров Сибири. Лауреат 2-го Московского Международного Фестиваля Искусств «Традиции и современность» в ЦВЗ «Манеж» 2008г. Лауреат Сибирского межрегионального фестиваля декоративно-прикладного творчества в г. Барнауле «Россия, Родина, Сибирь». Позади более четырёх десятков выставок в музеях, городах и регионах России. Работы находятся в музеях и частных собраниях жителей Сибири и Санкт-Петербурга, сотрудников Кремля и ГосДумы, жителей Германии, Нью-Йорка, Парижа, Милана, Осло и Лондона.
Пример выжигания
Учебный фильм: Выжигание по дереву (чем выжигать и как)!
Примеры творчества
Родоначальник этого стиля, Владимир Иванович Соколов, вдохновлялся резными орнаментами и росписями русского севера, переосмыслив их на свой лад. Основой сергиевской росписи с выжиганием стал четкий, темный контур рисунка, довольно яркие заливки цветом, и сохранение естественного цвета древесины в качестве фона или крупных элементов.
Роспись по дереву с выжиганием, создана в Сергиево-посадской художественно-столярной мастерской в начале XX в. Владимиром Соколовым.
В 1891 году в Сергиевом Посаде были созданы учебные мастерские и Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства. С 1902 года заведующим их был Владимир Иванович Соколов, а подчинялись мастерские Кустарному музею во главе с Сергеем Тимофеевичем Морозовым. В Кустарном музее каждую неделю собирался художественный совет, на котором обсуждали новые идеи, утверждали новые разработки и рассматривали образцы.
Мария Васильевна Якунчикова родилась в 1870 году, в Висбадене, в русской купеческой семье. С детства проявляя интерес к рисованию, поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, близко подружилась с Еленой Поленовой и активно участвовала в творческой жизни тех времен.
И, конечно, неординарный прием: выжигание по дереву, в сочетании с живописью маслом. Выжиганием художница увлеклась благодаря Сергею Голоушеву, а также поездке в Лондон, где обратила внимание на опыт англичан в области возрождения прикладных искусств и новую, модную по тем временам, технику.
Мастерица Екатерина Ефремова
Стаж занятий рукоделием более 20 лет. Освоила техники рисования и выжигания. Регулярно участвует в различных выставках и ярмарках.
Когда работаешь с деревом, наслаждаешься тем,
как оно раскрывает постепенно свою неисчерпаемую красоту!
Стихи автора
Очень интересно. Я в детстве занимался выжиганием очень увлечённо. После прочтения решил- наду в гараже свои старые инструменты и займсь заново
Очень интересно. Я в детстве учился в художественной школе и занимался выжиганием очень увлечённо. После прочтения решил- найду в гараже свои старые инструменты и займсь заново.
Отлично! Цель достигнута.Благодарю!
Чудесные работы! Очень интересно было почитать про собственный путь в выжигании
Очень познавательно!
Рад, что понравилось!
Благодарю! Будем развивать.
Классная тема! Пробовал сам в детстве «гвоздем» — не хватило таланта и усердия. Можно просто паяльником
В детстве мне очень нравилось выжигание по дереву. В пионерлагере, сами выпиливали фанеру под нужный рисунок. сами его переводили, сами выжигали и обрабатывали. Процесс очень творческий. Пытался привить данный вид творчества своим детям, в уже современных реалиях, на купленных заготовках. К сожалению не зашло…
В изобразительном искусстве есть свои высоты и , конечно, выжигание к ним не относится, оставаясь симпатичным прикладным делом, которого вполне могли коснуться и большие художники
Прямо не верится , что так такую красоту можно создавать таким неординарным способом . Чудеса ! Спасибо автору , приоткрыл еще одну дверку в мир прекрасного )
Да, это сейчас набирает обороты. Есть таланты, которые обычным инструментом делают теневые картины.Для меня это пока загадка. Попробую разгадать.Но это увлекает. Если один раз получится, потом трудно остановится.
Спасибо, очень интересно! В детстве тоже выжигал по фанере.
Кстати, очень полезное занятие в свободное время.Торопиться не надо, а думы приходят разные.Благодарю за отклик!!!
Особо впечатлили портреты
Да! Портреты сделаны достойно.Что интересно, некоторые работают самыми простыми инструментами.Благодарю!!!
я давно засматриваюсь на такое творчество, очень хочется попробовать. Надеюсь начну , только надо аппарат купить подходящий, уже смотрела но так и не решила какой(
Я рад, что появилась такая идея! Для начала лучше самый простой, но со сменными наконечниками.Только не паяльного типа. А потом станет ясно, что нужно.Дерзай, всегда помогу!